Закон "Об обеспечении благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства,
реконструкции, комплексного капитального ремонта
градостроительных объектов в городе Москве"
(извлечения):
Настоящий Закон является частью законодательства
города Москвы о градостроительстве и регулирует
отношения, возникающие в период строительства, реконструкции,
комплексного капитального ремонта градостроительных
объектов в городе Москве в целях обеспечения прав
жителей города Москвы на благоприятную среду жизнедеятельности
и защиты прилегающих к участкам строительства территорий
от неблагоприятных воздействий, а также устанавливает
ответственность за нарушения требований обеспечения
благоприятной среды жизнедеятельности в указанный
период.
Субъектами отношений, регулируемых настоящим Законом,
являются:
1) физические и юридические лица, являющиеся инвесторами,
застройщиками (заказчиками), исполнителями (подрядчиками)
работ по подготовке и осуществлению строительства,
реконструкции, комплексного капитального ремонта
градостроительного объекта;
2) граждане, проживающие на прилегающих территориях,
граждане и юридические лица, являющиеся собственниками,
иными законными пользователями объектов недвижимости,
в том числе жилых и (или) нежилых помещений, или
осуществляющие хозяйственную деятельность на прилегающих
территориях;
3) органы исполнительной власти города Москвы;
4) органы местного самоуправления в городе Москве;
5) уполномоченные государственные органы экспертизы,
уполномоченные органы надзора, контроля за выполнением
работ по строительству.
Выполнение требований по обеспечению благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства достигается:
1) обеспечением прав граждан, их объединений и юридических
лиц на информирование и участие в подготовке решений
по защите, благоустройству, обслуживанию прилегающих
территорий в период строительства;
2) государственным нормированием проектирования,
организации и выполнения работ по строительству,
реконструкции и комплексному капитальному ремонту
в части защиты, благоустройства и обслуживания территорий
в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта);
3) обязательностью государственной экспертизы положений
градостроительной и проектной документации в части
обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности
в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта);
4) исполнением обязательств по договору (контракту)
между городом Москвой и застройщиком (заказчиком);
5) включением в состав требований разрешенного использования
земельного участка требований по обеспечению благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта);
6) выдачей разрешений на выполнение работ по строительству;
7) государственным, муниципальным и общественным
контролем за выполнением работ и приемкой в эксплуатацию
законченных строительством объектов;
8) приостановлением, прекращением работ, ведущихся
с нарушением требований обеспечения благоприятной
среды жизнедеятельности;
9) привлечением к ответственности лиц, виновных
в нарушении требований обеспечения благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства;
10) возмещением вреда, причиненного среде жизнедеятельности,
гражданам, юридическим лицам вследствие нарушения
в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта) требований по обеспечению
благоприятной среды жизнедеятельности.
Обеспечение прав граждан, их объединений и юридических
лиц на информирование и участие в подготовке решений
по защите, благоустройству, обслуживанию прилегающих
территорий в период строительства.
1. Граждане, проживающие на прилегающей к участкам
строительства территории, граждане и юридические
лица, являющиеся собственниками и иными законными
пользователями объектов недвижимости на указанных
выше территориях, а также органы территориального
общественного самоуправления, общественные объединения,
фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие
деятельность в области охраны благоприятной среды
жизнедеятельности, вправе получать информацию о
градостроительной и проектной документации (ее подготовке)
в части вопросов обеспечения в ней требований благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства,
направлять свои обращения в органы местного самоуправления,
в территориальные органы исполнительной власти города
Москвы, проводить независимую экспертизу указанной
документации до ее утверждения в порядке, установленном
нормативными правовыми актами города Москвы, а также
осуществлять иные действия, направленные на обеспечение
благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства
на прилегающих территориях, в соответствии с федеральным
законодательством и нормативными правовыми актами
города Москвы.
2. Территориальные органы исполнительной власти,
органы местного самоуправления в соответствии с
их компетенцией рассматривают обращения граждан
и юридических лиц по указанным в части 1 настоящей
статьи вопросам и предоставляют гражданам и юридическим
лицам обоснованные ответы в порядке, установленном
федеральным законодательством и законами города
Москвы.
3. Разногласия и споры по вопросам обеспечения прав
граждан и юридических лиц в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта)
решаются путем согласительных процедур в порядке,
установленном федеральным законодательством, нормативными
правовыми актами города Москвы или судом.
4. Граждане и юридические лица вправе безотлагательно,
но не позднее семи дней со дня обращения, получать
информацию о наличии оформленных в установленном
порядке разрешений на выполнение работ по строительству
градостроительных объектов в органе государственного
архитектурно-строительного надзора города Москвы,
в уполномоченном органе исполнительной власти города
Москвы в области административно-технического надзора,
соответствующем территориальном органе исполнительной
власти города Москвы.
5. В случае непредоставления информации, ее несвоевременного
предоставления, предоставления неполной и (или)
недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности
и ее предполагаемых изменениях граждане и юридические
лица имеют право обращаться в суд.
Обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности
при подготовке и выполнении работ по строительству.
1. Подготовка и выполнение работ по строительству
(реконструкции, комплексному капитальному ремонту)
осуществляются в соответствии с градостроительными,
строительными, санитарными нормами и правилами и
утвержденной в установленном порядке проектной документацией
при наличии у застройщика (заказчика) разрешения
на строительство.
2. Основанием для выполнения исполнителем (подрядчиком)
подготовительных, земляных, строительно-монтажных
работ, работ по благоустройству на участке строительства
и прилегающей территории являются разрешение на
производство строительно-монтажных работ, выдаваемое
органом государственного архитектурно-строительного
надзора города Москвы, и ордер на производство подготовительных,
земляных и строительных работ, выдаваемый уполномоченным
органом исполнительной власти города Москвы в области
административно-технического надзора.
Формы, порядок выдачи, порядок продления сроков
действия, порядок прекращения действия указанных
выше разрешений, ордеров, а также перечень видов
работ, для выполнения которых не требуется получение
разрешений, ордеров, устанавливаются нормативными
правовыми актами Правительства Москвы в соответствии
с законодательством.
3. Производство подготовительных, земляных и строительных
работ всех видов и на всех этапах разрешается только
после выполнения соответствующих мер по обеспечению
безопасности, благоустройства, обслуживания прилегающей
территории в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта), предусмотренных
утвержденным проектом организации строительства.
4. Даты начала и завершения работ по строительству
устанавливаются ордером на производство подготовительных,
земляных и строительных работ в соответствии с утвержденным
проектом организации строительства.
5. Не позднее чем за семь дней до начала работ по
подготовке участка строительства и прилегающей к
нему территории застройщик (заказчик) обязан установить
на границе участка строительства стенд, доступный
для обозрения с прилегающей к участку строительства
территории и содержащий информацию о проекте строительства,
реконструкции, о мерах по благоустройству и обслуживанию
прилегающей территории в период строительства, о
разрешении на строительство, о заказчике и исполнителе
(подрядчике) работ, о плановых сроках выполнения
работ, об уполномоченных органах, в которые следует
обращаться по вопросам строительства, реконструкции.
Требования к размещению указанных информационных
стендов, их составу и оформлению устанавливаются
органом архитектуры и градостроительства города
Москвы.
Контроль над обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности
в период строительства.
1. Состояние среды жизнедеятельности в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта)
подлежит государственному, муниципальному и общественному
контролю.
2. Государственный контроль за обеспечением благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта) осуществляют:
орган государственного архитектурно-строительного
надзора в городе Москве, иные специально уполномоченные
органы государственного надзора в соответствии с
их компетенцией, установленной федеральным законодательством,
уполномоченные органы исполнительной власти города
Москвы в соответствии с их компетенцией, установленной
законами города Москвы, нормативными правовыми актами
Правительства Москвы.
3. Мероприятия по контролю за состоянием среды жизнедеятельности
в период строительства осуществляются только на
основании соответствующих распоряжений (приказов)
уполномоченных органов исполнительной власти города
Москвы в области контроля за состоянием среды жизнедеятельности
в период строительства.
4. Уполномоченными органами исполнительной власти
города Москвы в области контроля за состоянием среды
жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта) на участках строительства
и прилегающих территориях являются:
1) уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в области административно-технического надзора;
2) уполномоченный орган исполнительной власти города
Москвы в области природопользования и охраны окружающей
среды;
3) территориальные органы исполнительной власти
города Москвы.
Муниципальный контроль за обеспечением благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта) на территориях
муниципальных образований осуществляют во взаимодействии
с государственными органами соответствующие органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий,
установленных федеральным законодательством и законами
города Москвы.
Органы местного самоуправления имеют право:
1) самостоятельно проверять в период строительства
(реконструкции, комплексного капитального ремонта)
состояние прилегающих территорий и внешний вид участков
строительства, требовать от исполнителей (подрядчиков)
работ предъявления ордеров на выполнение работ на
прилегающих территориях, копий разрешений на строительство,
материалов проектной документации в части защиты
и благоустройства прилегающих территорий, внешнего
вида участка строительства;
2) требовать по результатам самостоятельных проверок
или на основании обращения граждан проведения проверок
состояния среды жизнедеятельности в период строительства
органами государственного контроля;
3) участвовать, если иное не установлено законодательством,
в проверках, осуществляемых органами государственного
контроля;
4) требовать по результатам проверок принятия органами
государственного контроля решений об устранении
выявленных нарушений, о прекращении работ, ведущихся
с нарушениями;
5) получать от органов государственного контроля
своевременную информацию о принятых ими мерах по
устранению нарушений требований обеспечения благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта).
Требования, предъявляемые в пределах их полномочий
органами и должностными лицами, осуществляющими
контроль за обеспечением благоприятной среды жизнедеятельности
в период строительства (реконструкции, комплексного
капитального ремонта), обязательны для застройщиков
(заказчиков), исполнителей (подрядчиков) работ независимо
от форм собственности организаций, являющихся застройщиками
(заказчиками), исполнителями (подрядчиками) работ.
Действия или бездействие органов и должностных лиц,
осуществляющих контроль за обеспечением благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта), могут быть обжалованы
в суде.
Общественный контроль за обеспечением благоприятной
среды жизнедеятельности в период строительства (реконструкции,
комплексного капитального ремонта) осуществляют
уполномоченные представители граждан, являющихся
законными пользователями объектов недвижимости,
расположенных на прилегающих к участкам строительства
территориях, а также уполномоченные представители
органов территориального общественного самоуправления
и иных объединений указанных выше граждан, уполномоченные
представители общественных объединений, фондов и
иных некоммерческих организаций, осуществляющих
деятельность в области обеспечения благоприятной
среды жизнедеятельности. Общественный контроль проводится
в соответствии с федеральным законодательством и
законами города Москвы.
Лица, осуществляющие общественный контроль, имеют
право:
1) участвовать в проверках, проводимых органами
государственного контроля, органами местного самоуправления,
если иное не установлено законодательством;
2) получать в органах государственного контроля
информацию о наличии разрешений на строительство,
ордеров на выполнение работ на прилегающих территориях;
3) получать через органы государственного контроля
доступ к проектной документации в части ее положений
по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности
в период строительства;
4) требовать от органов государственного контроля,
органов местного самоуправления проведения проверок
состояния среды жизнедеятельности в период строительства;
5) получать от органов государственного контроля,
органов местного самоуправления информацию о результатах
проверок и мерах по устранению выявленных нарушений.